Налибоки 2023

Начну с предыстории.

О любительском ультрадистанц-марафоне проходящем в Налибокской пуще Белоруссии я был осведомлён давно. Хорошо знакомый мне формат и привычная для меня нагрузка.

Немного сомневаясь добавил Налибоки в календарь ещё в апреле месяце. Осталось дело за малым -  подготовится!  Весь подготовительный процесс свёлся к накату необходимых объёмов с периодическими темповыми прохватами. Всё это с учетом лени кое-как было проделано. 

За несколько дней до старта объявили, что марафон в этом году в связи с повышенной пожароопасностью пройдёт не одним кругом 200 километров, а два по сто.  Поэтому если не хотите кататься кругами, то можете аннулировать заявку.  Надо заметить, некоторые так и поступили.

Остался вопрос транспортной логистики. План действий был разработан ещё за месяц и он предусматривал комбинированный вариант, чтобы можно было и по РБ покататься. Вариант искать попутчиков на авто из Москвы тоже был, но я никого не нашёл. Видимо плохо искал. Поезд надо заметить получается не сильно дольше. За неделю до старта определился, что самый практичный и быстрый способ заброски будет на поезде "Ласточка"  Белорусский вокзал - Минск. Только мне это показалось весьма типично, поэтому билет был куплен до Смоленска.

На календаре 25 число, четырёхчасовой сон и завтрак позади. Первая электричка МЦД 2Д на станцию Бутово прибывает 4:10

Вело трансфер к вокзалу от Рижской.  Навигация не пашет, глушат, идём по азимуту.

В начале седьмого погрузился в ласту, предварительно завернув заднее колесо в мусорный пакет. Так гласят правила перевозки.

В 9:56  Смоленск, солнечная погода, замечательно. 

Теперь предстоит вело трансфер в Оршу какие-то 135 километров, отчасти грунтовками.

В Орше я уже был в шестом часу, с хорошим таким опережением и отклонением от графика.

Покупка белорусской сим карты неожиданно 20 брб (600 р.) интернет и звонки анлим на месяц.  Ещё на эту сим-карту при необходимости можно оформить белорусский мастеркард, а он принимается на байкине через пейпал в Турции и много где ещё. Мало ли кому нужно.

Спокойно погрузился в экспресс поезд бизнес класса БЧ - Белорусская Чугунка  11 брб

Оказывается надо паковать велик до состояния "багаж" колеса отдельно в мусорный пакет.  Замечу в РБ провоз велосипеда  - это совсем не одно и тоже чем в РФ  Тут оплачивается  дополнительное место по полному тарифу, но тогда можно не разбирать.

20:32 Минск.  Покупаю билеты на электрон Минск - Молодечно, но у меня был заготовлен вариант и вело трансфера - 80 км. Только как по мне, это уже перебор дневного километража. 

За три минуты до закрытия успеваю в Евроопт на часах 22:57  ужинаю. 

Отъезжаю от города 5 км и ставлюсь лагерем.  Финита ля.

Подведу итог.  Сделал необходимую разминку за пару дней до старта, немного покатался по Смоленской области и РБ, сэкономил на проезде 2 000 р. Прибыл с опережением графика  на один день. 

26.05  вело трансфер 40 км к стартовой поляне д. Белокорец Тут ещё никого, можно спокойно выбрать лучшее место у реки. Ставлюсь, чилю. 

Снаряжение проверяет очаровательная эльфийка. Необходима медицинская аптечка с обезболивающим, передний и задний свет, иначе номер не выдадут :) В 20 часов получаю именной номерок. 

                     Бык на экотропе рядом со стартовой поляной и мой байкпакинг скарб. 

                              Поставился. Утром буду в теньке. Мне тут два дня обитать.

                                                                     обитатели экотропы

                                Проверяют списки, заполненную расписку, и выдают заветный.

А тем временем народ продолжает прибывать. Поляна и парковка стремительно заполняются. Ближе к полуночи, это уже напоминает фестиваль "Нашествие" начала двухтысячных. Чувствую высплюсь.  Доносятся Вопли Водоплясова, Кинчева и Ляписа.  Короче, я понял, приехал на "Нашествие 2003"  Орги обращались чтобы после нуля часов не было музыки, но музыка была и доносилась со всех сторон :-)  Беруши в уши не помогли уснуть раньше двух часов.
Теперь я никогда не буду ставится на специально отведённых полянах. Лучше всего в нескольких километрах, или искать ночлег в частном секторе.

Как бы там не было семь часов удалось покемарить.

                                                    Поляна сновидений вечером

          Утром парковка и поляна были забиты под завязку, а в биотуалеты выстроилась очередь. Всё предусмотрено. Мне даже страшно представить если бы их не было. Где бы три тысячи человек справляли нужду? А тут ведь заповедник, экотропа, вот это всё.
 
Время старта стремительно приближается.  Есть нюанс, сэг на вилке выставлял с учетом груженого байка.  Пытаюсь безуспешно найти вилочный насос. Для меня было большой неожиданностью, с учетом массовости мероприятия не найти сервисный шатёр, которого как мне сообщили и вовсе тут нет. Зато насос высокого давления тут можно купить! Есть палатка в которой его продают за немало денег.  Вот это мне не очень понятно. Естественно оставил как есть.

Спешу к построению. Первый стартовый карман отделён лентой. Понятное дело, меня никто туда не пустит, там призёры прошлого года. Во второй под названием "25 средняя" вполне попробую. Стартовых карманов много и всем участникам рекомендуют отнестись к построению серьёзно. Никакой паники и предстартовой суеты не наблюдается.  Вело дистанции. 200, 100, 45 км  Беговые и дуатлон стартуют в 12:15


Отчет...
СТАРТ

Я где-то во второй сотне. Пылище, трешь и стартовый угар. 
Выезжаем с экотропы на грейдер, впереди машина разгонки. Поднимаются ещё большие клубы пыли, обволакивая всё вокруг. 
Кашляю, пульс высоковат. Делаю несколько удачных перестроений, улучшаю полу-позишн. Вваливаю, время работает не на меня. Скоро разгонка закончится, надо как можно ближе быть к голове! 
В один момент при перестроении на скорости за 30 км/ч ухожу в контролируемый дрифт. Зарываюсь сначала передним колесом, руль сразу в сторону заноса, центр тяжести переношу в противоположную сторону от седла тем самым увеличивая сцепление покрышки.  После тоже самое проделываю с задним колесом, его тоже понесло. Получилось что-то вроде зиг-зага. Быстро вспомнил скилл зимней езды.  Для зимнего трейла подобные манёвры в порядке вещей.

                                                         следуем за машиной.

Пыльная грейдерная разгонка завершается поворотом на лесную грунтовку. 
Впереди в 500 метрах маячит головной состав.  Нагнать уже никак, всё. Сейчас тут все смешались в едином порыве и те кто едут 45 и 100 и даже 200 км

                            Вот он поворот и мотор ревёт.  Найди меня если сможешь на этом фото :)

Первые двадцать километров рок-н-ролл. Обгоны, перестроения, такой трешак... я веселюсь! 
Те кто едут 42 км они вообще лютые ребята. Они едут гонку, а не эту ваша ультра-дистанцию. Пару раз чуть не уронили, я даже сделал замечание. Ветки хлещут по лицу, узко тут местами. 
Ну наконец первый пункт питания - далее ПП, он предвещает радость для тех кто едут 200 и 100 км ибо те кто едут сороковник, сворачивают в другую сторону. Ариведерчи! 

На первом ПП нас встречают как шейхов в пустыне. Забиваю карманы джерси нарезанным бананом, дольками апельсина и другой вкуснотой. 
Я ничего не брал с собой, ни фиников, ни гелей. За пазухой только один нарезанный протеиновый батончик. Тут на 100 км круг 5 ПП, то есть на 200 км их будет уже 10!!!  Можно даже было без фляги ехать.  Обожрусь, обосрусь и спать завалюсь, до финиша не доеду. 
Сорок километров позади. Темп контролю, за пульсом поглядываю, значения высоковаты.

Дорожное покрытие от укатанных в бетон лесных грунтовок, до зыбучих песочных прогонов.
На открытых участках периодически меняю хват на лежак. Ветер 6 мс северный. 
Половина круга позади, средняя 27 км/ч,  нагоняю двоих едущих сотню. Ненадолго отъезжаю. 
Впереди брод через ручей. 

                                                          нагнал, а дальше вместе.
             Песочные участки я не подсчитывал, но мне показалось много. Не менее 10 км на круг. 

На 60 километре, а может и раньше наш состав увеличился. Нагоняют 12 человек которые едут на сотню и двое из них, как позже выяснилось на двести. Это очень хорошо, ибо мы втроем ехали рваным темпом с периодическими атаками. Было тяжко. 
Какое-то время паравозю лёжа на лежаке весь состав задавая темп. Теперь мы уже нагоняем и собираем "отщепенцев" так смотри и до головного пелотона доберёмся, но это так, мысли вслух. 
Выходят мне на смену - темп сразу падает, ветер конечно сказывается. В любом случае от состава нельзя отрываться и тем более отставать. Надо экономится с расчётом на ещё одну сотню.  Выбор тактики важен заблаговременно, тогда тебя ждёт успешный успех.

На участке с 75 - 80 км  по цепной реакции меня уронили. 
Впереди едущий при перестроении неожиданно принял песочную ванну. Я конечно в этот момент был у него вплотную на колесе и тоже окунулся в мягкий, тепленький. Как-то я про "держи дистанцию" забыл, а именно в этом месте об этом лучше было помнить.  Он поднялся, извинился и укатил, а у меня руль свёрнут, лежак повёрнут. 
Короче правлю всё это.  
В погоню!  
Через 5 мнут нагнал состав, продышался.
                                         
 

Интересуюсь кто тут на двести, а в ответ - мы на сотню! Отлично, еду в пелотоне на сотню. Что-то я думал тут на двести половина гонцов как минимум.  
Очередной ПП на просьбу изотоник, получаю банкой энергетика.  Энергетик белорусского разлива, вкусный, но вот что делать с пустой алюминиевой банкой не совсем понятно, карманы заняты. 
Остаётся десять километров до конца круга, начинается изнурительный песочный прогон,  а за ним сразу пересушенное поле чернозёма в консистенции серой муки. Тут нужны как минимум плюсы, а не мои айконы 2,35  
На пути встречается много бегунов с других дистанций.  Отсюда постоянные перестроения в клубах пыли. 
Финишный грейдер, первый круг чекин.  
Средняя общая скорость на круг - 25,3 км/ч  
Тем кто сотню налево, те кто двести прямо, указывает нам маршал. 

Трое впереди оказывается на двести, но один ошибся, ругнулся, ему сотню и поехал обратно. 
Нагнать будет не сложно. Хоть не одному сопротивляться северному морднику. 
Ведь ехать осталось ещё сотню, а я уже хорош!  
Делаю очередной пит-стоп у ПП дозабиваю карманы быстрыми углеводами.  
Часть первого круга и часть второго, катим с Алексеем Щербаковым  слажено получается. За что ему отдельное. 
Через 5 километров нагоняем Ярощука Яна  он оторвался от основного состава ещё на первом кругу, но как видим не надолго. 
Ну вот, теперь нас трое, стало веселей. Даже получается перекинуться словечком. Километров 30 идем слажено, без рывков. 
Дальше отваливается Алексей. Катим вдвоем с Яном. Он интересуется, что я за лось такой, не может признать. :-) 
Я  тут впервой, понаехавший.  Объявляет, что силы его покинули, сейчас он отвалится. 
Эх, грусть печаль.  
Отвалился Ян, но вскоре опять появился. Ура! 
Он не из моей возрастной группы "скоро посыплется песок"  а по младше. У них там более серьёзная конкуренция. 


На второй половине второго круга добираем ещё одного райдера на двести. Как показал страва-флайбай, тоже не местный.. Аватарку заценил :-)
Опять ухожу в точку на ветренном прогоне. Лежак безусловно решает.
До финиша остаётся ещё прилично, больше тридцати километров, но от мысли, что 170 км уже позади становится легче.
Впереди на горизонте никого, позади двое. Много круговых с дистанции сотня.
В фляге у меня плещется энергетик. По вкусу понравился больше чем мой растворимый изотоник, но кофеин имеет и обратное действие, так сказать.

Успеваю провести на одном ПП краткий экскурс - как подавать флягу. 
Пытался схватить банку на ходу, но своей ладонью врезаюсь не в банку, а в руку девушки обжавшей её мертвой хваткой посередине. Ай-яй-яй  банка, фляга, стаканчик, что угодно, естественно выпадет. Поднимаю, объясняю как надо. 
- Держим нежно, за донышко, как поднос.  
Вообще не жалко времени!

Стремительно вечереет, становится прохладно.  По прогнозу температура после заката сегодня опустится до нуля градусов. На текущий час +11 градусов, а днём было +18.
185 километров позади, мерзну, заголодал. 
Делаю пит-стоп у ПП  пока запасаюсь углями и пью воду обходит Ян.  Ему не нужен пит-стоп!  
Провожаю его грустно взглядом, бросаю всё и вдогонку под возгласы  "сделай его..."   Мы верим в тебя и всё в этом духе. Спасибо подняли настроение :-)
Но какой там, мне вообще стало плохо, а тут ещё и пески зыбучие. 
Слишком я увлёкся и пропустил своевременную угле-заправку, поэтому меня и накрыло.
Забрасываю в топку всё что осталось в карманах джерси, тщательно всё это пережёвываю и обильно запиваю энергетиком. Как хомяк пру-жую. 
Остается 10 километров до финиша. Терпеть!  Начался открытый полевой участок, на солнце потеплело немного.  Появился пульс 135, 140... замечательно и даже как-то бодрей поехал. "Тлеют угольки" дают так необходимую энергию. 

Поле закончилось, начался финишный грейдер, выезжает много машин, столб пыли как на старте. Спрашиваю у маршалов на третий круг куда? на финиш налево на третий прямо :)
А почему бы нет, но пожалуй нет.  
Финиширую с нескрываемой радостью.
Повесили на шею медаль финишёра. 

Общая средняя на втором кругу составила - 23,1 км/ч
ЧСС - 149
Есть просадка по сравнению с первым.

Итоговые цифры: средняя на 200 км - 24,1 км/ч
ЧСС - 157




Оказывается в одном шатре можно было получить ещё чек своего результата, но меня сейчас это не сильно заботит. 
портретик сразу после финиша
 
Утепляюсь и иду закрывать углеводное окно. Шурпа с олениной прям - 10/10  Три порции 
этому господину! Шурпа привела меня в чувства.  "Я приехал сюда жрать"
Огромная благодарность людям понимающим как важно после подобных заездов полноценное питание. 

Сергей Тинчурин  ещё вечером обрадовал меня, что я 3 в группе. Ну ничоси, подумал я. Значит придётся остаться на награждение. 

Награждение проходит на следующий день и начинается только в час дня.  Поэтому немало людей его не дожидаются, к сожалению.  А чаще просят знакомых чтобы за них получили вожделенный трофей.

Награждают совместно по группам М и Ж  что наверное, с учётом количества категорий, ускоряет процесс.  Очень много детский категорий. Детей наверное целый час награждали.

Совместное награждение тех кто дождался. Время третий час.

                               класс матрас)  Дубовый кубок и грамота, но главное это слот в первый карман на следующих Налибоках

                       1/5 волонтеров, благодаря которым столь массовый праздник спорта возможен.

                                                   Общее фото  2 000 участников :) 
                   Обратите внимание на подпись на фотографиях, сразу чувствуется рука мастера. 
 


Добавил в календарь Налибоки 2024  до новых встреч.

зы: По Белоруссии я ещё немного поколесил и вернулся обратно в Смоленск. 










 




 





  


 





 







   



  

Popular Posts

Тур Юнайт: Конаково – Сортавала 1240 км. 16.08.2020 масс-старт.

Тур Юнайт: мыс Немецкий - Кандалакша

Тур Юнайт: Сортавала - Воронеж 06.08.2023

Тур Юнайт: Ростов - На -Дону - Балаклава

АФР ЛЕС 2023 Лето

Тур Юнайт: Воронеж - Ростов-на-Дону

АФР ЛЕС осень 2020